Что нужно сделать родителям, что бы вызвать у ребёнка интерес к литературе?
Нынешняя ситуация такова, что роль литературы в современном мире утратила, часть своей былой значимости для подавляющей части человечества. На то есть субъективные и объективные причины.
Книга в прошлом, являлась чуть ли не единственным источником информации, она помогала скрасить и разнообразить досуг. В эпоху высоких технологий, когда информацию можно получить практически обо всём, всего лишь одним нажатием кнопки на клавиатуре компьютера, значение книги, её позиции в нашей жизни неизменно уменьшаются. В особенности это касается наших детей. Именно они предпочитают проводить своё свободное время в сети интернет приникнув к мониторам своих электронных гаджетов.
Должны вы, как родитель поспособствовать заинтересованности ребёнка в литературе?
Однозначно, да!
Во первых это полезно, ибо книги дают более правдивую и проверенную, качественную информацию, которая прошла определённый отбор и редакторские тернии, в отличие от порой сомнительного, а иногда откровенно паразитического текста на различного рода ресурсах сети.
Во вторых это увлекательно, понять данный факт можно – просто начав читать.
Но как же привить любовь к книге нашим детям?
Давайте попробуем обсудить данную тему в нижележащей статье.
Чего не стоит делать?
Не надо заставлять ребенка читать. Надо научить его и заинтересовать.
Что такое приучить?
Приучить можно собаку выполнять определенные команды, кошку спать на одном месте. Чадо перед сном чистить зубы. То есть выполнять заданные действия на уровне рефлексов.
А у дитя надо просто вызвать интерес к чтению, желание общаться с книгой. И «силовые» методы воздействия здесь явно не уместны, скорее всего, они дадут обратный результат.
Так, что же предпринять сегодня, чтобы ребенку хотелось бы читать?
Наши непоседы уже в раннем возрасте проявляет заинтересованность к окружающему их миру. Всё начинается с интереса к игрушкам и различного рода предметам, на их взгляд стоящих пристального внимания.
В этот момент уже было бы неплохо вместе с красочными погремушками, музыкальными ваньками-встаньками показывать ребенку не менее красочные книжки-раскладушки. Напевать детские песенки, чтобы ребенок видел, что их мама всё это берет из книг-игрушек.
Ребенка мы обучаем произносить слова, показывая картинки. И вместе с понятиями "кошка", "собачка", мы предлагаем ему освоить понятие "книга", "сказка", "песенка".
Малыш по природе своей почемучка.
Сколько раз звучит вопрос "Почему? А зачем?"
На этот вопрос ребенку можно ответить: "Я не смогу очень точно тебе сказать, что это и зачем. Но у меня есть друзья, мы у них спросим". И достать книгу.
И уже здесь в доступной для него форме обратить его внимание на то, что есть разные книги: художественные, научные, энциклопедии и т.д.
Развеем скуку!
Скучно ребенку?
Он один и нет рядом друзей?
Скажите ему: "Давай посмотрим журнал, в нем много интересного и занимательного". Так он узнает, что вокруг много таких же, как он. Просто они сейчас живут далеко. Журнал расскажет, чем они сейчас заняты, в какие игры играют, поможем им разгадать кроссворд, ребус.
Посмотрели мультфильм или детский художественный фильм?
Можем сказать, что это есть в книгах. Давай сравним. Сравниваем содержание фильма, книги, иллюстраций к произведению, свои представления и впечатления.
Сделать книги - друзьями! Играем в сравнение!
Сделать книги друзьями ребенка можно также путем сравнения.
Сообщить детям о том, что книги, как и люди, имеют свои жилища.
Где они живут? В магазине.
Если им понравится, они могут жить у нас. Но нам тогда надо почаще с ними общаться. Читать их. Там ведь живет много наших героев, друзей, и они требуют внимания. Мы с ними сходим сегодня в гости к Колобку, поможем победить Кащея Бессмертного, поможем бабусе найти ее гусей.
Объясните, что у книг есть и свои собственные дома, которые зовутся библиотеками.
У каждой книги там есть своя квартира-полка. Помогают им, ухаживают за ними библиотекари. Если вдруг книга заболеет, они помогут им вылечиться: подклеят их, почистят.
И чтобы найти вопросы на интересующие нас темы, мы всегда можем прийти туда и взять ту книгу, которую хотим прочитать.
Предложить в свободное время навестить своих друзей в библиотеке. Посмотреть, как они там живут, взять понравившуюся книгу к себе в гости и пообщаться с ней, полистав её и прочитав несколько страниц.
Помогаем сравнить себя с героями книг.
Ты совершил сегодня хороший поступок.
На кого из героев наших книг ты похож?
Давай посмотрим в нашей библиотеке, кто из героев тоже совершает такие прекрасные поступки. И почему они это делают?
Вот такой диалог нацелит детей на обращение к книгам.
Развивая таким образом ассоциативное мышление у малышей, мы тем самым ненавязчиво подталкиваем его к правильному выбору - взять в руки книгу!
Читаем вслух!
Чтение вслух по очереди не только отрабатывает технику чтения ребенка, но и показывает, что родители тоже любят слушать читаемое и сами любят читать. А ведь дети так хотят быть похожими на своих родителей!
Дайте возможность в детстве познать книгу всеми органами осязания: пусть ребенок потрогает ее руками и полистает, посмотрит и почитает, послушает, как читаете вы, предложите ему определить ее запах.
Сделав книгу для ребёнка другом с детства, вы сможете помочь ему сохранить эту дружбу на всю жизнь.
Пусть скажем отец, который после работы читает газету, делает это вслух, обсуждает прочитанное, вступит в дискуссию с маленьким слушателем.
Хоть это и не заставит ребёнка немедленно взяться за первую же, обнаруженную им книгу, но на уровне подсознания это даст свой положительный результат.
Рекомендуйте, но не навязывайте свои вкусы и предпочтения в литературе. Не беда, что ваш ребенок читает не те жанры, которые хотелось бы вам. У них свои вкусы и предпочтения, свои, может и не совсем понятные вам герои.
Не стоит торопиться!
Не ждите быстрых результатов и не торопите воспитанника чрезмерно. Сколько детей, столько и методов приобщения к чтению.
Один ребенок быстро освоится в книжном пространстве. Другой будет проходить данной дорогой, гораздо дольше. Это зависит от их здоровья, эмоционального состояния, уровня любознательности. Главное, чтобы он умел в прочитанном отделить негативное от позитивного, и не растерял интерес идя по этому пути. Но чтобы этого не случилось существуем мы – родители.
Данная тема неиссякаема, на неё множество взглядов и столько же методов решения. Мы будем рады, дополнить данную статью вашими соображениями на сей счёт.
Есть, что добавить?
Тогда присылайте нам на почту своё мнение и мы обязательно его здесь опубликуем.
Успехов!